Krohulets'
Krohulets', Husyatyn district, Ternopil' region
Show on map
|
Церква на фотографії 1917 року - ще дерев'яна і навіть під гонтом. Пізніше його замінять на бляху
Так виглядає історична дерев'яна церква, де служив батько Богдана Лепкого.
Тепер це бетонна (принаймні ззовні) споруда.
Фото Олени Крушинської, жовтень 2009
Колишні дерев'яні кронштейни, що мали конструктивну функцію, тепер імітовані в бетоні; з тильного фасаду
зроблено прибудову, а головний ганок обшито білим пластиком
["The land of Ternopil'" guidebook (Ternopil': Dzhura, 2003), p. 115]:
Поблизу Крогульця на хуторі Кривенькім народився український письменник, літературознавець,
перекладач, публіцист, художник, педагог і громадський діяч Богдан Лепкий (1872-1941). [...]
Крогулець - батьківщина брата письменника - педагога, політичного і просвітницького діяча,
прозаїка-документаліста Миколи Лепкого (1878-1945)[...]
Цінними архітектурними пам'ятками на Гусятинщині є дерев'яна церква св. Великомучениці
Параскеви і дзвіниця (XVIII ст.) у Крогульці. Свого часу тут служив священиком
батько Богдана, Миколи і Левка Лепких - отець Сильвестр, відомий у літературі як
письменник Марко Мурава.
[ПГА, т.4, с.63]:
Внешний облик изменен позднейшими ремонтами. Деревянная, трехсрубная, одноверхая. В плане неф и бабинец приближаются к квадрату (неф слегка вытянут по продольной оси сооружения), апсида прямоугольная, ориентирована короткой стороной по длинной оси сооружения. Все три сруба равновысокие, окружены на половине высоты опасанием на ступенчато вырезанных кронштейнах.
Вертикальной осью памятника является верх нефа, увенчанный небольшой главой. Конструкция его представляет тип перекрытия, редко встречающийся среди памятников деревянной архитектуры: стены сруба переводятся в залом, грани которого слегка выгнуты, и затем переходят в суживающийся кверху низкий четверик, поддерживающий четырехгранный в основании усеченный шатровый свод. Залом и свод имеют в четырех углах узкие клинья (в заломе - на миниатюрных парусах), приближающие их форму к невыраженному восьмиграннику и делающие верх более пластичным. Свет из одного круглого окна в южной грани четверика верха усиливает впечатление высотного раскрытия нефа. Апсида перекрыта усеченным четырехгранным шатром, который скрыт снаружи под скатной крышей. Бабинец имеет плоское перекрытие, открывается в неф пятигранной аркой-вырезом. Вход расположен на южном фасаде бабинца, подчеркнут снаружи рубленым сегментного очертания навесом под двускатной крышей в пределах опасания, придающим памятнику народный характер.
В здании размещается музей атеизма. Памятник является произведением подольской школы деревянной архитектуры. Колокольня расположена на запад от церкви. Деревянная, трехъярусная, покрыта шатровой крышей. Три яруса - четверики, нижний - сруб, два верхних - каркасной конструкции. Открытая аркада верхнего яруса и широкое поддашие нижнего увязывают колокольню с архитектурой основного сооружения ансамбля.
© 2007-2009, Olena Krushynska (derevkhramy@ukr.net)
Всі права застережені відповідно до чинного законодавства України.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише за узгодженням з автором.
|
Стаття про Богдана Лепкого у Вікіпедії
| |
| |